Правительство может на полгода отказаться от «Платона»

Сбор платежей с дальнобойщиков предложено временно отменить
«Платон» – система сбора платы с грузовиков массой более 12 т за проезд по федеральным дорогам, которая должна компенсировать вред, причиняемый ими этим трассам
«Платон» – система сбора платы с грузовиков массой более 12 т за проезд по федеральным дорогам, которая должна компенсировать вред, причиняемый ими этим трассам / Андрей Гордеев / Ведомости

Правительство рассматривает возможность на шесть месяцев установить нулевой уровень платы за возмещение вреда, причиняемого автодорогам общего пользования федерального значения большегрузными грузовиками массой свыше 12 т (система «Платон»). Эта мера включена в одну из последних версий плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях санкций (документ от 9 марта есть у «Ведомостей», его подлинность подтвердил федеральный чиновник). Документ уже разослан по профильным компаниям.

Соответствующее постановление правительства должно быть готово к 31 марта, знают собеседники «Ведомостей». Ответственные за его подготовку – Минтранс и Минфин. Минфин перенаправил вопросы «Ведомостей» в Минтранс, там на запрос не ответили.

«Платон» – система сбора платы с грузовиков массой более 12 т за проезд по федеральным дорогам, которая должна компенсировать вред, причиняемый ими этим трассам. Система была запущена 15 ноября 2015 г., ее тариф регулируется государством и подлежит ежегодной индексации по уровню инфляции. Сейчас он составляет 2,54 руб. за 1 км, увеличившись на 20 коп. с 1 февраля. Собранные средства перечисляются в федеральный дорожный фонд.

По данным «Платона», на 15 февраля 2022 г. в системе зарегистрировано 700 000 грузоперевозчиков и 1,6 млн большегрузов, 66% из которых принадлежат российским перевозчикам. Всего с начала работы «Платон» собрал для федерального дорожного фонда 175,4 млрд руб., включая штрафы от Ространснадзора с неплательщиков. Эти поступления расходуются на строительство и ремонт федеральных дорог.

Кому принадлежит «Платон»

Оператором «Платона» является «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС). По данным ЕГРЮЛ, 50% компании принадлежит «РТ-инвест», 23,5% – Игорю Ротенбергу, 19% – Андрею Шипелову и оставшиеся 7,5% – гендиректору РТИТС Антону Замкову. Среди совладельцев «РТ-инвест» – Шипелов через компанию «Царицын капитал» (35%) и «Ростех» (25,1%). Оставшиеся 39,99% у председателя совета директоров «РТ-инвеста», бывшего заместителя гендиректора «Ростеха» Сергея Скворцова. 

Временно прекратить сбор платы с большегрузов просила правительство национальная ассоциация грузового автотранспорта «Грузавтотранс». Об этом «Ведомостям» рассказал ее президент Владимир Матягин. В письме на имя премьера Михаила Мишустина от 5 марта ассоциация также предлагала снизить цены на дизельное топливо, ввести мораторий на уплату транспортного налога и утильсбора для грузовиков, а также уменьшить размер штрафов, взимаемых за превышение весогабаритных параметров фур (копия письма есть у «Ведомостей»).

Систему поддержания дорог в России выстраивали годами, используя целый ряд мер, и «Платон» является важным ее элементом, говорит гендиректор Infomost Consulting Борис Рыбак. «Если этот источник финансирования убрать, то система частично разрушится и мы откатимся в 2005 г. со всеми вытекающими», – отметил эксперт. На средства «Платона» было построено много инфраструктурных дорожных объектов, напоминает он. В частности, за счет средств, собранных системой, было отремонтировано 133 моста и 3300 км автодорог, следует из данных на сайте «Платона». 

«Платон» создавался по концессии за счет частных средств. Из них 2 млрд руб. составляли собственные средства концессионера и 27 млрд руб. – кредит Газпромбанка. На апрель 2021 г. «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС, оператор «Платона») была должна банку 16,6 млрд руб., писал «Интерфакс». В случае приостановки сбора платы с большегрузов на полгода оператору системы будет нечем платить по кредиту, отмечает Рыбак. Таким образом, либо РТИТС придется ликвидировать, либо за простой заплатят налогоплательщики, считает он. Концессионер попадает в сложное положение, но его правительство попросит потерпеть, уверен директор Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. 

Блинкин говорит, что не слышал про инициативу временного прекращения сбора платы с большегрузов. По его словам, вклад «Платона» в себестоимость перевозимого товара очень маленький, так что это «чисто психологическая, успокаивающая мера». Кто-то из перевозчиков этому обрадуется, но с точки зрения влияния на цену товара это «в третьем знаке после запятой», сказал он «Ведомостям». Если такое решение будет принято, то финансирование некоторых региональных дорожных проектов убавится «на немаленькую сумму», что нанесет ущерб дорожному хозяйству, предупреждает Блинкин. 

В качестве меры поддержки грузоперевозчиков может быть использован вычет по транспортному налогу в размере платы по системе «Платон», считает исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина. Этот механизм уже был отработан на запуске «Платона» и позволит как поддержать логистические компании, так и не обременять государство дополнительными расходами на возмещение платы оператору системы, отметила она. В качестве еще одной меры Федоткина назвала возможность заморозки индексации тарифа «Платона» на два года.